Относительно длины ножа: У
Дениса-хомбре на сайте есть статья, где рассматривается причина
умирания фехтования на ножах. так вот, основной причиной там
выставляется запрет для граждан на длинные ножи (с30-40 см лезвиями), а
на коротком биться даже опытные бойцы не стали по причинам указанным
klink`ом - ведь это уже не бой, где имеет значение техника, а лотерея. Счазз скину статью клуба фехтования "Грань" - там в краце представление о ножевом бое у нас на ДВ:
Хват ножа Хват
ножа, то есть способ, которым оружие удерживается в руке. На первый
взгляд, простейшее понятие, но, когда дело доходит до практики,
неожиданно выясняется, что за внешней простотой и, казалось бы,
однозначностью, скрывается множество тонкостей и вариаций. С одной
стороны, хват зависит от формы ножа в целом и рукояти в частности; от
задачи, которая поставлена в бою (так хватом предназначенным для того,
чтобы легко «расписать» противника, вам не удастся пробить бронежилет,
да и в обратном случае все будет гораздо сложнее). С другой стороны,
хват сам во многом определяет используемый технический арсенал, его
специфику и дистанцию боя. Ну и, конечно же, во многом использование
того или иного хвата трактуется личными предпочтениями, обусловленными
как физическими, так и психологическими особенностями бойца. Можно
выделить два основных критерия, которые, в принципе, лежат в основе
всех различий между хватами: жесткость удержания и подвижность кисти.
Первое отвечает за надежное удержание ножа в руке, второе же – за
свободу движения, позволяющую более маневренно управлять оружием.
Причем, как правило, чем надежнее удержание, тем сильнее закрепощено
запястье, что отрицательно сказывается на подвижности кисти и снижает
возможность тонкого манипулирования оружием, в целом огрубляя технику.
И наоборот: чем большую подвижность получает кисть, тем мягче, слабее
становится захват рукояти ножа, что чревато его потерей при силовом
контакте. Наиболее уравновешенным в соотношении «жесткость
удержания – подвижность кисти» является так называемый «диагональный»
(или, иначе «сабельный») хват, который, в силу своей определенной
универсальности, и используется в системе КПФ «Грань» как базовый. Так
как же он выглядит? Начнем с того, что этот хват существует в двух
очень сходных вариантах, условно именуемых «ножевым» и «кинжальным»
(условно, поскольку оба варианта применимы и для ножа, и для кинжала, с
разницей лишь в удобстве применения). В ножевом варианте, рукоять ножа
удерживается тремя пальцами – средний, безымянный и мизинец, в то время
как указательный свободно перемещается по рукояти (в зависимости от ее
формы). Большой палец лежит на спинке рукояти ножа или (это характерно
для ножей с относительно короткой рукоятью) на обухе, непосредственно у
основания клинка, как бы вдавливая нож в руку. Подобный хват, с одной
стороны, не создает жесткую угловую конструкцию с предплечьем, как это
происходит в случае с большинством жестких хватов, а с другой,
достаточно прочно фиксирует нож в руке тремя «сжимающими» пальцами и
одним «вдавливающим». Оружие превращается в продолжение кисти вашей
руки, что позволяет проводить как высокоскоростные серии колющих ударов
с разных направлений и сложно-фигурные режущие техники, так и силовые
варианты взаимодействия, на подобие контроля оружием и пр.. Плюс –
повышенная точность колющего удара, обеспечиваемая выполняющим функцию
своего рода «прицела» большим пальцем, сонаправленным острию ножа, что
значительно снижает «виляние» оружия в момент удара. «Кинжальный»
вариант диагонального хвата отличается тем, что большой палец
накладывается не на спинку рукояти или обух клинка, а в плоскость, то
есть, в том случае, когда кулак развернут вниз, клинок ножа оказывается
параллелен земле. Наиболее подходит для работы именно кинжалом,
поскольку позволяет с равной эффективностью использовать обе стороны
клинка, что практически идеально для «расписывающей» техники, с обилием
возвратных движений и подрезок. Колющие удары таким хватом, также
приобретают ряд определенных достоинств: во-первых, развернутому в
горизонтальной плоскости клинку проще пройти между ребер противника, не
застряв в них; а во-вторых, увеличивается возможность рассечения
крупных кровеносных сосудов, которые в человеческом теле расположены
вертикально. Единственный минус, по сравнению с «ножевым» вариантом -
сложность исполнения контролей: поскольку дополнительная фиксация
осуществляется нажимом в плоскость клинка, то есть перпендикулярно
лезвию, контроль выйдет нечетким, не способным сдержать сильный удар.
Действительно же силовой контроль возможен только наложением плоскости
клинка, что мало эффективно, из-за отсутствия возможности нанести
противнику сколько-нибудь значимый вред. Ниже приведены краткие характеристики наиболее часто встречающихся вариантов хватов. 1.
Прямой («армейский») – самый простой хват. Рука просто сжимается в
кулак вокруг рукоятки ножа – девяносто девять человек из ста, взяв нож
в руки в первый раз, наверняка возьмут его именно этим хватом,
поскольку он наиболее привычен и естественен. По сути, техника работы
таким хватом напоминает скорее работу мечом, нежели ножом, поскольку
режущий удар из-за невозможности плавной протяжки превращается больше в
рубящий. Плюсы: Пожалуй, наиболее жёсткий хват. Как в плане
удержания оружия – рукоять фиксируется фактически всеми пальцами, даже
почти незадействованный обычно указательный палец оказывается прижат
большим; так и для нанесения удара. Удобен для выбивания оружия у
противника при столкновении лезвие в лезвие. Минусы: Скованность
кисти, следствием чего является всё ниже следующее. Вынужденно широкие
режущие движения, фактическая невозможность «воронок», трудность
управления оружием – техника работы таким хватом, как уже упоминалось,
напоминает работу не ножом, а коротким мечом. Особенно стоит отметить
то, что прямые колющие удары зачастую уходят вверх от первоначальной
цели, так что приходится прилагать отдельные усилия для более чёткого
контроля движения. Еще один минус, при всей жесткости удержания –
недостаточная надежность контролей, обусловленная тем, что сам клинок
ножа ничем не поддерживается, из-за чего при силовом контакте
(особенно, если клинок длинный, а точка контакта приходится близко к
острию) нож может «кивнуть» назад, не удержав контроль. 2.
Филиппинский – рукоять жёстко удерживается четырьмя пальцами, большой
палец, направленный чётко перпендикулярно по отношению к остальным,
лежит на обухе ножа. Плюсы: Также очень крепкий хват. Лежащий на
спинке ножа большой палец позволяет вложить дополнительную силу в
режущие и рубящие удары и, кроме того, делает колющие удары более
прицельными, не позволяя клинку отклоняться в стороны. Помимо этого,
наложение пальца на обух ножа, а не на спинку рукояти, как в
диагональном хвате, придает большую жесткость «контролям». Минусы:
Всё та же скованность кисти, пусть и меньшая, нежели в случае прямого
хвата, и всё с нею связанное. Хват ориентирован исключительно на нож и
практически не возможен при работе кинжалом. Более того, не просто
ножом, а достаточно большим ножом: то есть таким, лезвие которого будет
значительно длиннее вашего большого пальца, поскольку в данном случае
глубина возможного проникновения колющего удара будет ограничена не
длиной клинка, а расстоянием от острия до кончика большого пальца. 3.
Обратный – как и в армейском хвате, рука сжимается в кулак вокруг
рукояти, только клинок в этот раз направлен вниз из кулака. Большой
палец может накладываться на вершину рукояти. На этом хвате ни в коем
случае не выводите локоть вперёд – это отличная мишень для вашего
противника. Этот хват очень любят использовать при обучении спецназа на
Западе. Но упор, как правило, делается даже не на удары, а на
нейтрализацию противника, желательно максимально бескровную – т.е. в
ход идут всевозможные зацепы, захваты и замки при помощи клинка. Что,
опять же, может сработать только против заведомо слабого противника. Плюсы:
Очень быстрые, сильные, проламывающие удары, за счёт того, что рука, в
отличие от других хватов, работает на разгибание. Быстрые контратаки в
атакующую руку – как колющие так и режущие. Запястье собственной руки
частично защищено клинком ножа. Минусы: Главный – короткая
дистанция. Обратный хват по сути своей скорее защитный, чем нападающий,
а посему, при более-менее равных навыках бойцов, почти наверняка
проигрышный. Трудность нанесения качественных колющих ударов – в
большинстве своём, кроме прямого («боксёрского» удара), они требуют
больше времени на движение, нежели удар с любого прямого хвата. (Мне
приводилось видеть троих людей, достаточно адекватно работающих на
обратном хвате, но в рамках спортивного фехтования их победа
определялась в основном грубой силой, попытками задавить противника.
Если же силовое воздействие оказывалось равным с обеих сторон, то
сторонники обратного хвата, как правило, проигрывали.) 4. Пишущий
(т.н. «вьетнамская» манера) – рукоять ножа охватывается кольцом из
большого и указательного пальцев, остальные пальцы не задействованы в
принципе (разве только средний может осуществлять незначительный
дополнительный контроль). Основной удар – поверхностный режущий
(«пишущий»), причём из-за особенности удержания ножа удары проходят в
абсолютно непредсказуемой, постоянно изменяющейся плоскости. Нормальный
колющий возможен лишь при наличии на ноже гарды, либо при работе
исключительно по мягким тканям, так как в противном случае, при
контакте с твёрдым предметом, нож проскользнёт в руке. Хват слабо
освещенный в литературе - по той простой причине, что, как правило, не
входит ни в одну армейскую или полицейскую обучающую систему ножевого
боя, поскольку мало приспособлен как для мощных пробивающих ударов, так
и для замково-ловушечных техник. Зато данный хват получил широкое
распространение на улицах, где зачастую важно не убийство (и,
следовательно, нежелательный конфликт с законом), а ошеломление
противника – нанесённое за несколько секунд огромное количество мелких
порезов, обильно кровоточащих, остудят пыл любому. Плюсы: Лёгкое и
быстрое движение ножа; непредсказуемая плоскость каждого отдельного
пореза, что затрудняет защиту от таких ударов. Минусы: Хват
действительно более демонстративный и рассчитанный на шоковый эффект, а
не на серьёзный бой. Из-за излишней мягкости могут наносится лишь
лёгкие порезы, не способные причинить реального вреда. В случае
исторического фехтования может эффективно действовать, пожалуй, лишь в
предельно «игровой» системе, когда любое касание приносит равное
количество очков. Проблема с колющими ударами. А хаотичность режущих
также имеет свой минус - очень трудно нанести действительно точный
удар, по определённой цели. 5. «Змеиный» – весьма экзотический
гибрид диагонального кинжального и пишущего хватов: рукоять
обхватывается мизинцем и безымянным пальцем, большой палец фиксирует их
сверху, а указательный и средний палец накладываются вдоль плоскости
клинка. Зачастую оголовье рукояти упирается в основание ладони. Хват, в
основном, рассчитан на оружие с достаточно узкой и короткой рукоятью, а
также отсутствием развитой гарды. Плюсы: Повышенная гибкость кисти
– оружие превращается в продолжение уже не кисти, а ваших пальцев, что
существенно облегчает и разнообразит управление им. Очень легко и
эффективно исполняются «ныряющие» и «восходящие» колющие удары,
особенно если рукоять упирается в основание ладони. Основные движения –
скользящие волнообразные переходы с верхнего на нижний уровень и
наоборот, веерные режущие удары. Минусы: Хват ощутимо игровой. Для
реальной схватки приспособлен мало. Оружие удерживается не очень
крепко, и наиболее реальным ударом можно считать разве что колющий.
Достаточно эффективной может быть подрезка, нанесённая лезвием
расположенным со стороны указательного пальца. Попытка же провести
качественный режущий удар другой стороной, которая в других хватах
зачастую является основной рабочей, скорее всего, приведёт лишь к
потере оружия, в виду слабости хвата. 6. Комбинаторный
(перекидной) – в принципе, это комплекс из шести хватов, построенных по
общему принципу и имеющих два разных боевых положения, свободно
перетекающих одно в другое. Эта шестёрка делится на две группы:
внутренние хваты и внешние. В начальном (назовём его «атакующим»)
положении внутренних хватов нож размещён в плоскости параллельной
земле, дно кулака смотрит вниз, рукоять проходит между средним и
безымянным (варианты: указательный и средний, безымянный и мизинец)
пальцами, оголовье рукояти может упираться в ладонь. Для перехода во
второе положение («защитное») рукоять поднимается вертикально вверх,
фактически перпендикулярно земле, и подпирается большим пальцем. Таким
образом получается своеобразный обратный хват. В атакующем
положении внешних хватов, рукоять ножа обхватывается указательным и
средним пальцами (варианты: только указательным; указательным, средним
и безымянным), остальные пальцы осуществляют фиксирующее давление
сверху. Большой палец может быть как направлен вперёд (наподобие
филиппинского хвата), так и прижатым к рукояти сбоку. Переход в
защитное положение в данном случае проводится перекидыванием ножа через
фиксирующие пальцы (движение проходит как бы «вовнутрь» ладони). Создание
своеобразной «вращательной» техники работы этими хватами приписывается
китайцам. Желающим более подробно познакомиться с данной техникой,
можно порекомендовать книгу С.Г. Пучкова «Кинжалы» (в 3-х частях). Плюсы:
Быстрая и неожиданная смена дистанции боя, быстрые контратаки в
«защитном» положении. За счёт прокручивания ножа дополнительную силу
приобретают секущие удары, наносимые переводом из «защитного» в
«атакующее» положение. Минусы: Трудно применим на практике.
Требует весьма специфического оружия – кинжал с достаточно узкой
рукоятью и балансировкой в гарде или рукояти (для ножа фактически
неприменим). Почти полная невозможность качественных режущих ударов из
«защитного» положения – только лёгкие порезы. Кроме того, даже при
небольшой ошибке в удержании, достаточно легко можно травмировать
пальцы на собственном же ударе.
Вспомогательные хваты. Ниже
представлены два хвата, которые не являются основными в силу своей
определенной неудобности для постоянного применения, но, тем не менее,
довольно часто используемые в некоторые моменты боя. 1.
«Скальпельный» - нож удерживается за клинок, большой палец
накладывается в плоскость клинка с одной стороны, остальные четыре
пальца – с другой. Хват, в первую очередь предназначенный для
выполнения мелких работ. В боевой ситуации применяется крайне редко, в
тех случаях, когда нормальный захват оружия по каким-либо причинам
невозможно: при подъеме оружия с земли или изъятии его у противника,
хватом за клинок. Крайне неудобный хват, позволяющий наносить
исключительно мелкие поверхностные порезы и короткие тычки, с
неглубокой проникающей способностью. Хват для экстремальной ситуации,
который при первой же возможности следует сменить на более удобный
вариант. 2. «Концевой» - нож удерживается почти за самый кончик
рукояти: большой палец – в плоскость рукояти, указательный и средний
придерживают рукоять снизу. «Концевой» хват по своему принципу –
промежуточное положение ножа. Фактически, он возникает при простейшем
переводе с обратного хвата на прямой, без дополнительного перехвата для
устойчивости. При помощи концевого хвата наносятся прямые колющие удары
на выходе с обратного хвата (как правило, после серии проведенных
секуще-режущих движений). Колющий удар при подобном хвате достаточно
мягок и не способен пробить какую-либо жесткую преграду. Режущие удары
концевым хватом практически невозможны, поскольку рукоять весьма слабо
удерживается в руке, что при боковых нагрузках может легко привести к
потере оружия. Основное достоинство данного хвата – резкая смена
дистанции с переходом от режущих движений к уколу, что становится для
противника неприятной неожиданностью.
Стойки. Для начала
стоит, пожалуй, определиться в том, что же такое стойка. В разных
школах боевых и спортивных единоборств существуют различные
определения, отличающиеся как формулировкой, так и содержанием.
Зачастую, под словом "стойка" подразумевается жестко закрепленное в
канонах школы сочетание положения ног, корпуса, головы и рук (вплоть до
разворота кистей). Подобный жесткий подход, как правило, не дозволяет
каких-либо отклонений и импровизаций, что делает его менее
приспособленным для условий свободного спарринга. Предложенный здесь
вариант трактовки данного понятия более лаконичнен: стойка - это
положение корпуса и ног, из которого наносятся удары, либо совершаются
перемещения, представляющие из себя, в принципе, переход из одной
стойки в другую. Здесь стоит отметить существующее в определенных
кругах мнение о том, что стойки - это нечто надуманное и не имеющее
никакого отношения к реальному бою. Подразумевается, что боец должен
уметь нанести удар - из любого, не подготовленного заранее, положения.
Это верно, но касается, в основном, момента "входа" в бой - первого
удара или контр-действия, на проведение которого могут быть отпущены
считанные мгновения. Если же бой принимает затяжной характер, то боец,
в любом случае, ведет его перемещаясь в той или иной стойке. Другая
крайность - проведение поединка исключительно в одной стойке. Вариант,
в принципе возможный, но, по-большому счету, относящийся к разряду
абстрактных "идеальных" понятий, поскольку большинство атакующих и
защитных действий, особенно связанных с активными перемещениями,
изменяют стойку. Стойки могут иметь различные уровни: верхний,
когда ноги почти выпрямлены; нижний – ноги сильно согнуты, таз
находится на уровне чуть выше колен; и средний – промежуточный вариант
между нижним и верхним уровнем. Верхний уровень стойки позволяет
эффективно атаковать верхнюю часть корпуса, шею и лицо противника, а
также проводить режущие удары в атакующую руку сверху, но при этом
ослабляется защита ног и нижней части корпуса. Кроме того, к
преимущества верхнего уровня относится возможность поддерживать
постоянный быстрый темп перемещения. Средний - универсален, и в счёт
этого не имеет ни особых преимуществ, ни особых недостатков. Нижний
уровень создает великолепную защиту за счёт уменьшения доступной для
поражения площади, но при этом увеличивается риск подставить под удар
голову, так что на первых порах за этим приходится следить особо, и,
кроме того, из стойки нижнего уровня затруднены дальние выпады, да и, в
принципе, передвижения в стойке сводятся к коротким шажкам и коротким
же прыжкам. Дальние перемещения редки и строятся на основе принципа
взрывного действия. Наиболее простой и, при этом, максимально
сбалансированной и универсальной стойкой является так называемая
"классическая": корпус развёрнут боком к противнику, чтобы уменьшить
доступную для поражения площадь; ноги чуть спружинены в коленях, стопа
передней ноги направлена на противника, либо чуть развёрнута
сонаправленно корпусу, стопа задней ноги развёрнута перпендикулярно к
предполагаемой линии движения. Стопы касаются земли не всей площадью, а
лишь подушечками (но не одними пальцами!). Центр тяжести посредине –
вес равномерно распределён между обеими ногами. Классическая стойка
позволяет свободно и без лишних усилий перемещаться в любую сторону и
любым шагом, что сильно облегчает возможность маневрирования как на
атаке, так и в защите. Легко превращается в любую другую стойку, в
большинстве случаев являясь фактически переходной формой при смене
одной стойки на другую. Может быть исполнена на всех трёх уровнях.
Из-за своей универсальности классическая стойка более прочих подходит в
качестве базовой как для начала обучения, так и для формирования
техники на более высоких уровнях освоения. Ниже приведены описания и краткие характеристики других наиболее распространенных стоек: 1.«Кошачья»
- Общие рекомендации те же, что и для классической. Но основная часть
веса (до восьмидесяти процентов) перенесена на заднюю ногу. Стопа
передней ноги касается земли подушечками пальцев, а задняя стоит на
земле полностью. Как правило, стойка нижнего или среднего уровня. Плюсы:
«Ложная» нога – превосходная, на первый взгляд, цель мгновенно
превращается в приманку-ловушку, поскольку убрать ногу с линии атаки в
данном случае проще простого. Да и, в общем, стойка по своей
направленности заманивающая – провоцирующая атаки противника с тем,
чтобы вовлечь его в зону досягаемости оружия, а лучше ещё и «уронить»
его мимо себя. Очень устойчивая стойка. Хороша для быстрых лёгких
ударов передней ногой (в тех случаях, когда правила допускают элементы
рукопашного боя). Минусы: Достаточно статичная стойка. Реальное
передвижение непосредственно из неё возможно разве что в варианте
короткого выпада-прыжка. Быстрое отступление возможно только на
небольшой дистанции – в рамках отвода передней ноги. С тем же, чтобы
убрать из-под атаки опорную ногу, часто возникает проблема. 2.Боксёрская
- Общие рекомендации те же, что и для классической. До восьмидесяти
процентов веса перенесено на переднюю ногу, корпус чуть подан вперёд.
Передняя нога сильно согнута, стопа касается земли подушечками. Задняя
нога почти полностью распрямлена, стопа полностью стоит на земле. Как
правило, стойка среднего или верхнего уровня. Плюсы: Напористость,
постоянное давление на противника. Удобная позиция для быстрого
нанесения ударов задней ногой (в тех случаях, когда правила допускают
элементы рукопашного боя). Минусы: Затруднённое отступление.
Большее время на увод передней ноги из-под удара. Выставленная вперёд
голова. Большая вероятность «провалиться» вперёд на атаке из-за
смещённого центра тяжести. Ощутимая линейность работы. 3.
Фронтальная – корпус развёрнут грудью к противнику. Ноги на ширине плеч
либо больше, чуть спружинены в коленях, стопы расположены почти
параллельно, лишь незначительно развёрнуты носками в стороны. Центр
тяжести - посередине. В бою стойка требует постоянного маятникового
движения корпуса влево-вправо и жёсткой защитной работы рук, для
погашения минусов в защите. Может быть исполнена на любом уровне. Плюсы:
Неожиданные и быстрые уходы в стороны, в сочетании с дальними боковыми
ударами со стороны вооружённой руки. Неплохая стойка для работы парным
оружием. Минусы: Открытость корпуса. Определённая предсказуемость
маятниковых движений. Практически не меняющаяся дистанция боя. Не
слишком удобное выполнение выпадов. Ограниченность дистанции ударов со
стороны невооружённой руки (по векторам В, С и D). При работе во
всех названных стойках, кроме фронтальной, следует помнить о том, что
стопы не должны располгаться на одной линии, поскольку такое положение
не только затрудняет отступление, но и уменьшает "площадь опоры", делая
стойку менее устойчивой и создавая предпосылки для потери равновесия во
время передвижения. ("Площадь опоры" - условный треугольник, вершинами
которого явялются ваш стопы и проекция центра тяжести. Чем больше
"площадь опоры", тем стойка надежнее). Естественно, что полный
арсенал стоек не ограничивается четырьмя названными - каждая из них
имеет по-нескольку вариантов, отличающихся доворотом передней ноги,
разворотом корпуса и т.д. Но эти четыре - база, на основе которой
создаются прочие.
Перемещения. Чтож, теперь мы знаем как
держать нож и как стоять при этом, но без навыка передвижения эта
информация остается бесполезным грузом. Если у вас в руках длинномерное
оружие, то бой можно вести в статике, не сходя с места, но с ножом это
не пройдет: из-за его небольших размеров, нож требует короткой
дистанции и быстрого темпа работы, что предполагает активное
маневрирование во время схватки, где каждый шаг может привести как к
победе, так и к поражению. А посему крайне важно двигаться правильно,
создавая комфортную ситуацию для себя и неудобную - для противника. Общие принципы передвижения в бою. Есть
четыре основных принципа при передвижении в бою: во-первых –
равновесие, во-вторых – свобода движения, в-третьих – круговое
перемещение и в-четвёртых – плавность (мягкость) передвижения. Если с
равновесием всё более-менее понятно, то остальные три пункта требуют
некоторого разъяснения. Под свободой движения подразумевается постоянно
существующая возможность лёгкой смены направления движения – а это не
так просто, как кажется на первый взгляд. Для достижения этого
требуется во-первых чётко отслеживать пространство вокруг себя,
особенно когда поединок ведётся на ограниченной территории, то есть,
попросту говоря, не давать загнать себя в угол. Но кроме этого, также
надлежит следить за тем, чтобы самому себе не ограничить возможности к
передвижению – самая распространённая ошибка, это скрещивающиеся во
время движения ноги. Такое положение ног не только не устойчиво и
грозит потерей равновесия, оно ещё и создаёт изрядные неудобства для
отступления, поскольку ноги мешают одна другой, а выставленная вперёд
нога оказывается лёгкой целью для противника, так как на то, чтобы
убрать её, приходится расходовать больше времени, и движется она при
этом по более уязвимой траектории. (Впрочем, есть исключения, когда
допускается перекрещивание ног, но об этом – ниже). Также не
рекомендуется злоупотреблять прыжками – несмотря на то, что такое
передвижение может быть очень быстрым и неожиданным, оно обладает рядом
отрицательных черт: во-первых, траекторию уже начатого прыжка изменить
невозможно, так что предугадать точку, в которой вы будете находиться в
тот или иной момент движения не составляет особого труда – а, значит,
можно предпринять контрмеры. Во-вторых, если уж удар противника достиг
вас, а вовремя скрутить корпус вы не успели, то на силу удара добавочно
наложится сила вашего собственного прыжка, что может привести к весьма
неприятным последствиям – даже если ваш оппонент старался сделать свой
удар как можно мягче. Да и вообще, не стоит слишком отрываться от
земли – чем ниже стойка (в разумных пределах, естественно), тем она
устойчивей, а это один из важнейших моментов, о которых надо помнить.
Так что не стоит, например, во время атакующего выпада выпрыгивать
вверх на середине движения: вы лишь откроетесь для встречного удара,
рискуя потерять равновесие. Да, траектория движения должна проходить по
дуге, но дуге опрокинутой, то есть в средней её части должна быть не
высшая точка, а, напротив, самая нижняя. И уже из неё, в
непосредственной близости с оппонентом, пойдёт подъём – одновременно с
ударом, который приобретёт от этого добавочную силу. Что же до
кругового движения – то это термин, описывающий ваши перемещения
относительно оппонента. Вокруг него надо именно кружить, то есть
уходить от его атак лучше не назад, а в стороны и даже чуть вперёд. У
такого подхода есть два явных плюса: уходом в сторону вы оказываетесь
сбоку от противника, а то и вовсе у него за спиной, то есть в зоне
практически лишённой защиты; кроме того, при линейном движении очень
быстро и легко можно оказаться прижатым к стене или загнанным в угол, в
то время как круговое движение позволяет достаточно свободно
маневрировать даже на ограниченной площади. Плавность (мягкость)
передвижения подразумевает, что все перемещения, какими бы быстрыми они
при этом не были, выполняются плавно, без лишней резкости, и с
постоянным сохранением мягкого сцепления подошв с землёй. Во-первых,
это повышает манёвренность, а во-вторых способно уберечь вас от
излишних травм, которые легко могут возникнуть, например, при прыжке,
завершившемся жёстким соприкосновением ног, обутых в обувь с тонкой
подошвой, с кучей крупного щебня. Типы перемещений: 1.Приставной
шаг – первый из двух основных типов перемещения. Передняя нога
поднимается, выносится вперёд и ставится на землю впереди, пяткой не
касаясь её. Всё это время центр тяжести остаётся на месте, и лишь в
момент касания земли вес плавно переносится вперёд, после чего задняя
нога подтягивается, так чтобы образовалась исходная уравновешенная
стойка. Передвижение назад производится так же, за тем лишь исключение,
что начинающая движение задняя нога движется в том же положении, какое
занимала в исходной стойке – то есть стопа развёрнута почти
перпендикулярно оси движения. Этот шаг используется в основном для
линейных атак и уходов. При наработке перемещения приставным шагом
сперва следует исполнять движения медленно, максимально широко и с
отрывом начинающей движение ноги достаточно высоко от земли – это
поможет найти правильную технику исполнения. В реальном же бою такой
необходимости нет, поэтому ноги, как правило скользят очень низко над
зёмлёй, порой даже шаркая по ней, особенно это характерно для задней
ноги в момент её подтягивания. Движение должно быть максимально лёгким
и бесшумным – нога не впечатывается в землю, а аккуратно ставится на
неё. 2. Круговой шаг – передвижение осуществляется путём
поочерёдной смены разносторонних стоек. То есть, в какой-то степени это
напоминает обычный шаг, когда ноги работают по очереди, но нога идёт не
прямо, а по вытянутой дуге. Вес переносится на переднюю (в случае
перемещения назад – на заднюю) ногу, а другая нога движется вперёд –
движение совершается с выносом бедра. После касания ногой земли вес
вновь распределяется согласно исходной стойке. Это второй основной
тип перемещения. На динамику движения круговым шагом хорошо
накладываются серии непрерывных режущих ударов, как атакующих, так и
защитных. Кроме того, ещё одним любопытным эффектом является постоянная
смена дистанции боя, при переходе из левосторонней стойки в
правостороннюю и наоборот. 3. Скрёстный шаг – а вот и первое
исключение из общего правила. Во время движения ноги скрещиваются,
заходя одна за другую. Этот шаг не рекомендуется для постоянного
перемещения, поскольку создаёт неустойчивую позицию, где ноги мешают
друг другу. Кроме того, опорная нога приобретает излишнюю жёсткость,
что, при сильных ударах, может запросто обернуться травмой. Применение
его – в резких уходах в сторону и \ или назад от непосредственно
идущего удара. После чего должно тут же идти возвращение в более
стабильную стойку – либо отшагом, либо разворотом. Также возможна атака
на скрёстном подшаге, когда корпус смещается вперёд за счёт выноса
вперёд задней ноги. 4. Шаг-падение – движение почти то же, что и в
приставном шаге, но – и это самое важное – вес переносится не в момент
контакта ноги с землёй, а бросается вперёд сразу с началом движения. И
задняя нога в этом случае работает на толчок. То есть получается
классический выпад из спортивного фехтования. Основное, о чём следует
помнить – это то, что, даже при самом глубоком выпаде, корпус не должен
выходить за переднюю ногу, иначе выпад легко перерастёт в
«проваливание» мимо противника. 5. Двойной приставной шаг – своего
рода обратная модификация приставного шага или шага-падения (в
зависимости от исполнения второй фазы). В первой фазе движения вес
переносится на переднюю ногу, а задняя подтягивается к ней. В начале
второй фазы задняя нога создаёт толчковый импульс, за счёт которого
передняя нога делает быстрый шаг вперёд, после чего вес либо равномерно
распределяется, как в случае обычного приставного шага, либо
переносится на переднюю ногу – выпадом. Позволяет совершить перемещение
чуть дальше, нежели при стандартном исполнении, но при этом создаёт
момент неустойчивости при переходе от одной фазы к другой – узкая
стойка, в которой центр тяжести перенесён на переднюю ногу. 6.
Прыжок – отличие прыжка от шага-падения заключается в том, что здесь
толчковыми служат обе ноги. Они одновременно отрываются от земли и
одновременно же приземляются, амортизируя спружиненными коленями и гася
таким образом инерцию движения. Причём ноги в прыжке выходят чуть-чуть
вперёд тела (по направлению движения), после приземления как бы
принимая его вес на себя. Но при этом корпус не должен выходить за
проекцию ног, поскольку это чревато потерей равновесия. Вообще же
прыжки должны быть короткими и по возможности лёгкими. И, напоминаю,
ими не стоит злоупотреблять, по причинам указанным выше.
Принципы движения рук. Существуют
два принципа, которыми следует руководствоваться во время боя. Зачастую
они взаимоисключающи, и тогда приходится делать выбор, наиболее
подходящий в создавшемся положении. Первый принцип – это «защитная сфера»: Стоя
в классической передней стойке, мысленно проведите в воздухе перед
собой линию от плеча невооружённой руки к противоположному бедру, а
потом замкните эту линию в круг, границы которого будут определяться
длинною ваших рук. Это и будет ваша «сфера защиты», делённая на два
диагональных сектора – верхний и нижний. В классической передней стойке
вооружённая рука, как правило, прикрывает верхний сектор, а
невооружённая – нижний. В задней стойке ситуация меняется на прямо
противоположную. Но в любом случае надлежит следить за целостностью
«сферы». Т.е., если вооружённая рука смещается для нанесения удара или
блокирующей подрезки, то так же смещается и вторая рука, прикрывая
оказавшийся открытым участок. Так что «сфера» без особых деформаций
«плавает» перед бойцом. Второй принцип – баланс. Невооружённая
рука способна играть роль балансира, помогающего удерживать равновесие.
Балансировка может быть как пассивно-сдерживающего типа, так и
активно-выравнивающего. Первый вариант может служить, к примеру, во
избежание «проваливания» на колющем выпаде – в этом случае
невооружённая рука выбрасывается назад, т.е. получается нечто вроде
«журавлиной» стойки в ушу. Активно-выраванивающий вариант балансировки
применяется при быстром перемещении со сменой уровней и уклонами.
Невооружённая рука в этом случае служит как бы маховиком-балансиром –
равновесие восстанавливается резкими маховыми движениями. Естественно,
что при использовании руки в качестве балансира «защитная сфера»
нарушается почти во всех случаях.
Базовые положения рук. Базовое
положение рук – один из важнейших аспектов в кинжальном фехтовании.
Руки служат как для нападения, так и для защиты, поэтому от их
положения зависит техника и тактика боя. Ниже приведены основные
базовые положения рук, каждое из которых может иметь множество
вариаций. 1.Классическое переднее – вооружённая рука согнута в
локте, локоть находится на уровне пояса, но ни в коем случае не
упирается в него. Вообще, рука не должна прижиматься к корпусу, это
сковывает движение. Предплечье направленно чуть вверх и вовнутрь, как
бы отгораживая вас от противника. Нож смотрит в грудь, либо в шею, либо
в лицо оппонента, находясь в постоянной готовности для удара по
жизненно важным центрам. Не следует держать руку с ножом выпрямленной:
во-первых, вы создадите великолепную мишень для атаки; во-вторых,
продемонстрируете реальную дистанцию своего собственного удара; и,
в-третьих, вам понадобится лишнее время на отведение руки назад, чтобы
нанести действительно качественный колющий удар. Вторая рука также
согнута в локте, но куда сильнее – локоть находится в районе нижнего
реберного края, а кисть прикрывает зону горла. Локоть служит защитой
для зоны живота, а кисть с предплечьем работают на прикрытие горла и
плеча. Плюсы: Наиболее сильная атакующая позиция. Максимальная
длина колющего удара. Защита также действует неплохо: ближайшая к
противнику часть корпуса отделена от него оружием, а дальнюю
дополнительно контролирует невооружённая рука. Минусы: Явных не обнаружено. 2.
Классическое заднее – вооружённая рука согнута в локте, локоть на
высоте тазобедренной кости. Предплечье направленно прямо и чуть вниз,
при этом кисть ориентирована так, чтобы нож смотрел остриём на
противника и вверх. Невооружённая рука сильно согнута в локте и
расположена перед корпусом, почти параллельно земле, отгораживая вас от
противника. Предплечье ориентированно вовнутрь. Кисть раскрыта для
захвата руки оппонента и находится на уровне горла – верхней части
груди. Ладонь смотрит в сторону и назад. Локоть находится на уровне
пояса. Как вариант, например, в «боксёрской» стойке, невооружённая рука
может быть расположена чуть в
|